СПОСОБЫ СОХРАНЕНИЯ ЖИВУЧЕСТИ ГИДРОСАМОЛЕТА И АВАРИЙНЫЕ РАБОТЫ
1. Организация аварийных работ
Помощь экипажу гидросамолета, потерпевшему аварию, может заключаться:
а) в передаче экипажу спасательных кругов и поясов;
б) в извлечении из воды плавающих людей и подачи им первой медицинской помощи;
в) в поисках утонувших около гидросамолета людей при помощи опытных ныряльщиков и водолазов;
г) в тщательном осмотре обломков гидросамолета и внутренних помещений фюзеляжа или лодки для извлечения оттуда людей, не имевших возможности выбраться из помещений или находящихся там в бессознательном состоянии.
Во всех случаях следует помнить, что первой задачей является спасение личного состава, а затем уже гидросамолета. Лишь в том случае, когда с момента аварии до прихода спасательной партии прошел слишком большой промежуток времени (3—4 часа), исключающий надежду на возможность спасения утонувших, _ целесообразно сразу приступать к спасению гидросамолета.
Если при спасении будет обнаружен не весь экипаж, прежде всего производится осмотр внутренних помещений гидросамолета, причем на эту работу посылаются самые опытные ныряльщики и водолазы.
При производстве этой работы нужно учесть положение гидросамолета на воде и предварительно принять все меры к удержанию его в данном положении, чтобы избавить людей от опасности самим остаться в гидросамолете при возможном его перевертывании.
Люди спасательной партии, вооружившись нужным инструментом, как можно скорее прокладывают себе путь во внутренние помещения, разрубая мешающие тросы, отпиливая обломки, и-в случае обнаружения под обломками человека принимают все меры к его извлечению включительно до прорубки отверстий в палубе, борту или днище лодки, если это может принести пользу. При этом, однако, необходимо следить за тем, чтобы прорубка отверстия не повлекла за собой быстрого погружения всего гидросамолета, так как тогда эта мера не только не спасет человека, но повлечет за собой бесполезную гибель всего гидросамолета.
В случае явной невозможности извлечь человека из гидросамолета без риска утонуть вместе с ним, спускается водолаз и одновременно гидросамолету придается добавочная пловучесть, чтобы затем попробовать извлечь утопающего через прорубленный борт или днище.
Если поблизости имеется мелкое место или берег, то нужно немедленно приступить к буксировке гидросамолета, не пре-, кращая при этом работ по спасению людей, если только гидросамолет это допускает.
Дать указания для производства работ, действительные для каждой аварии гидросамолета, невозможно, так как они зависят от причин, учесть которые заранее нельзя. Поэтому ниже указываются общие положения, которые могут быть применены в каждом частном случае в зависимости от состояния данного гидросамолета, характера его повреждения и метеорологических условий.